Правила разработки учетной политики при применении УСН.

Без комментариев 333 Views

tax-468440_640

Обязанность разработки и утверждения учетной политики организациями, применяющими упрощенный режим налогообложения, установлена статьями 5 – 8 закона 402-ФЗ. Нормативные предписания детально разъяснены в письмах Минфин и ФНС РФ. О целесообразности составления такого документа говорят и профессиональные бухгалтеры. Специалисты проанализировали действующие акты и подготовили краткий отчет.

Что такое учетная политика? Принципы бухгалтерского учета на УСН

Локальный нормативный документ разрабатывается коммерческой компанией всего один раз за весь период деятельности. Его положения должны четко регламентировать порядок организации бухгалтерского и хозяйственного учета. Кроме того, здесь детально оговариваются правила составления налоговой отчетности. Запретов на изменение акта законодателем не установлено, что позволяет пересматривать текст документа по мере необходимости.

Содержание учетной политики определяется требованиями:

  • 402-ФЗ от 6 декабря 2012 года;
  • налогового кодекса РФ;
  • писем Минфина РФ № 03-11-11/117;
  • разъяснений ФНС РФ № ЕД-4-3/6829.

Документ составляется в письменной форме и утверждается главой компании. Гриф о введении локального акта в действие является обязательным реквизитом.

Особенности бухгалтерского учета на УСН

Переход к специальному режиму налогообложения не освобождает компанию от необходимости обеспечивать достоверную и своевременную фиксацию хозяйственных операций. Ответственное лицо обязано неукоснительно соблюдать предписания закона 402-ФЗ, придерживаться действующих стандартов, в том числе ПБУ 1/2008.

Большинство вопросов постановки системы урегулированы едиными правилами. Если же четких указаний относительно отражения фактов не установлено, фирма может выбрать способ самостоятельно, закрепив решение в документе. Оспорить применяемые методики контролирующий орган будет не вправе.

В части учетной политики, посвященной бухгалтерскому учету, необходимо отразить следующую информацию:

1. План счетов предприятия

Рабочий документ является своеобразной матрицей. Данные переносятся во все используемые бухгалтерами программы. Субъекты малого бизнеса относятся к льготной категории. Они могут сократить число счетов, а, следовательно, существенно облегчить процедуру составления проводок. Так, согласно пояснениям Минфина РФ ПЗ-3/2012 упрощенный порядок предполагает использование счетов 23, 26, 20, 44, а также 25, 29, и 28. Микроорганизации вправе полностью отказаться от громоздкой системы и ограничится двойной записью.

2. Учетные формы

С введением новых правил в 2013 году коммерческие фирмы получили возможность работать с собственными формами первичных документов. Внутренняя бухгалтерская отчетность и регистры разрабатываются самостоятельно. При этом бизнесменов не лишили права на использование утвержденных унифицированных бланков. Каким бы ни было решение руководства, его потребуется отразить в политике.

При разработке следует учитывать определенные правила. Так, обязанность применения единых форм кассовых и банковских документов у субъектов коммерческой деятельности сохранилась. В тексте специалисты рекомендуют указывать на необходимость применения положений и указаний ЦБ РФ, а также постановлений Госкомстата России. В разделе следует также закрепить принцип своевременности фиксации данных в регистрах. Плательщики УСН используют всего один журнал учета. Однако это нужно отражать в локальном акте.

3. Организация документооборота

Составитель учетной политики обязан предусмотреть и правила обработки информации. С этой целью утверждается схема движения внутренней отчетности, определяются стадии рассмотрения бумаг. Опытные бухгалтеры берут за основу советские нормативы, в частности утвержденное Минфином СССР положение № 105 от 29 июля 1983 года.

4. Методы оценки обязательств и активов

Определение способов работы играет большую роль в постановке учета. В документе необходимо оговорить правила:

• амортизации (основа ПБУ 6/01);
• утверждения лимитов отнесения к материальным и производственным запасам активов предприятия;
• особенности оценки используемых материалов.
Небольшие фирмы полностью освобождены от обязанности применения ПБУ в редакциях 8/2010, 2/2008, 11/2008, 16/02. Они могут воспользоваться рядом льгот. В числе послаблений:
• право признания всех расходов по займам (за некоторым исключением);
• работа по кассовому методу учета затрат и доходов.

Применение схем, предусмотренных законодательством для представителей малого бизнеса, следует прописать в разделе документа. Это избавит от споров с контролирующими органами.

5. Инвентаризации

Руководством устанавливается четкий порядок проведения процедур. В тексте оговариваются сроки, периодичность контроля, порядок проведения и состав комиссии. Приводится в учетной политике и подробный список объектов, подлежащих инвентаризации.

6. Контроль операций

Проработке подлежат вопросы оценки, внутреннего надзора, коммуникации и защиты информации. В сущности, описываемые действия направлены на сокращение рисков хозяйственной деятельности и исключение возможностей злоупотребления. В числе способов обеспечения качественного контроля выступают:

• ограничение доступа;
• сверка;
• санкционирование крупных сделок;
• ревизия и др.

Перечень определяется ответственным лицом с учетом отраслевой специфики предприятия.

В завершение следует напомнить о необходимости формирования приложений. В качестве таковых выступают различные акты. Наиболее распространенные из них регламентируют порядок направления сотрудников в командировки, выплаты премиальных, определения представительских расходов и разъездного характера трудовой деятельности. Столь же детальной проработке подлежит раздел об организации налогового учета. Однако в этом случае учитывается тип объекта обложения и специфика предприятия.

В разделе : Общие вопросы

Об авторе

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля с пометкой - необходимо